ООО "ПурЭкоКом"
Экологический консалтинг
+73452406160
office@purgeocom.ru
Тюмень
625000 Россия Тюменская область г Тюмень Грибоедова ул, д.3, оф. 404

СВЕДЕНИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ И ВОДООХРАННОЙ ЗОНОЙ

27.01.2014

Статья 30 Водного кодекса РФ даёт определение государственного мониторинга водных объектов как системы наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц.

Государственный мониторинг за водными объектами включает в себя регулярные наблюдения за их состоянием, количественными и качественными показателями, а также за режимом использования водоохранных зон.

В соответствии с приказом МПР России от 06.02.2008 № 30 «Об утверждении форм и порядка предоставления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» последние «…предоставляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов до 15 марта года, следующего за отчётным». В перечень предоставляемых сведений входят данные наблюдений по формам установленного образца (формы 6.1 и 6.2).

Для корректной подготовки отчётных сведений и передачи их в соответствующие органы собственникам водных объектов и водопользователям необходимо чётко понимать, о чём идёт речь.

В форме 6.1 – данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) – указываются такие гидрологические характеристики, как максимальная, минимальная, средняя глубины, уровень над «0» графика, скорость течения и расход воды для водотоков, а также площадь, объём водной массы, максимальная и средняя глубины, глубина в месте водопользования - для водоёмов.

Для получения водопользователем данных гидрологических характеристик требуется создание стационарного пункта (поста) наблюдений за состоянием окру­жающей среды, её загрязнением - т.е. ком­плекса, включающего в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудо­ванием, предназначенными для опреде­ления характеристик окружающей среды, её загрязнения (приказ Росгидромета от 21.01.2000 № 13).

Создание стационарного поста в настоящее время - достаточно трудоёмкое и затратное мероприятие. Для того чтобы его реализовать водопользователю необходимо подать заявку в Росгидромет или его территориальный орган на организацию собственного гидрологического поста. В заявке указываются:

  • цель создания пункта наблюдений, предполагаемый период его функциони­рования;
  • район размещения;
  • виды проводимых наблюдений;
  • методы и программные средства обра­ботки результатов наблюдений;
  • наличие служебных помещений, вид планируемой оперативной связи.

Заявка направляется после решения водопользователем вопроса о предоставлении земельного участка, акватории для организации пункта наблюдений в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством и по согласованию с органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации.

При положительном решении Росгидрометом вопроса о создании пункта наблюдений водопользователь согласовывает с Росгидрометом обязанности сторон. После оформления всего необходимого пакета документов, установки оборудования и решения прочих сопутствующих проблем гидрологический пост готов к эксплуатации, а полученные данные можно использовать при сдаче соответствующих форм в территориальные органы Росводресурсов.

При отсутствии возможности созда­ния собственного стационарного поста для проведения наблюдений за состоянием водного объекта и последующего представления отчётности по форме 6.1 необходимо привлечь организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Порядок получения соответствующей лицензии определён Положением о лицензировании деятельности в гидрометеорологии и смежных с ней областях, утверждённым постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 497.

Если водопользователь предостав­ляет собственную гидрологическую ин­формацию по форме 6.1 при отсутствии права на ведение деятельности в области гидрометеорологии, то это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10000 до 20000 руб. в соответствии со ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В форме 6.2 - сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов - сводятся данные по густоте эрозионной сети и динамике её развития. Также приводятся данные о площади экосистем водоохраной зоны водного объекта в абсолютном и процентном соотношении и о её изменении по сравнению с прошлым измерением. В данной форме выделяются такие экосистемы, как залуженные участки, участки под кустарниковой растительностью и участки под древесной и древесно-кустарниковой растительностью.

Изучению подвергается часть водоохранной зоны водного объекта, отведённая согласно договору аренды, либо в пределах зоны контроля качества водного объекта, который прописан в договоре на водопользование или в решении на предоставление водного объекта в пользование.

Наиболее удобным и достоверным способом определения характеристик водоохраной зоны является дешифрирование космоснимков. Снимок должен быть актуальным, т.е. быть созданным в вегетационный период отчётного года, а также иметь достаточно высокое разрешение. Рекомендуется использование космоснимков с разрешением от 5 м на пиксель и выше. Такое разрешение позволит достаточно чётко прорисовать границу водного объекта и выделить ареалы экосистем водоохраной зоны. Использование топографических карт также допускается, но только в том случае, если они выполнены по данным отчётного года и имеют достаточно крупный масштаб (не менее 1:2000).

Как указывалось ранее, формы 6.1 и 6.2 предоставляются водопользователями до 15 марта года, следующего за отчётным. Все наблюдения за водным объектом возможны только в летне-осенний период (период открытой воды). Периодичность наблюдений в течение года устанавливается индивидуально в зависимости от цели водопользования в программе ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, согласованной с заинтересованными органами государственной власти (по решению - приказ МПР России от 14.03.2007 № 56, по договору - постановление Правительства РФ от 12.03.2008 №165).

Согласно приказу МПР России от 06.02.2008 № 30, сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами, предоставляются на электронных носителях в виде файлов с сопроводительным письмом. Допускается передача сведений на бумажном носителе. Письмо должно содержать информацию, на какой водный объект составлены данные, а также номер решения о предоставлении водного объекта в пользование или договора водопользования. Кроме этого необходимо приложить опись документов.

При желании и возможности водопользователь может подготовить более подробный отчёт, содержащий помимо форм описание места водопользования, общие характеристики водного объекта, методику выполнения обследования, приложения в виде фотоматериалов, карт-схем с выделенными экосистемами в пределах водоохранной зоны, необходимые лицензии и прочие приложения, качественно дополняющие отчёт о морфометрических особенностях водного объекта и состоянии его водоохранной зоны в месте водопользования.

Однако в связи с отсутствием нормативной базы, регламентирующей периодичность ведения наблюдений, требования к квалификационному составу специалистов, осуществляющих ведение наблюдений, и отсутствием технической базы для указанных целей в затруднительном положении оказались как водопользователи, так и другие заинтересованные участники мониторинга.

В случае непредоставления сведений, получаемых в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и за их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Росводресурсов до 15 марта года, следующего за отчётным, нарушаются условия водопользования согласно договорам и решениям о предоставлении водного объекта в пользование. В связи с этим к водопользователям применяются меры административного воздействия.

Читайте также